Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

0 1

«Лента.ру»: Тысячи россиян пытаются избавиться от иностранных автомобилей

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Россияне, решившие сэкономить на покупке автомобиля и привезти его из-за рубежа, столкнулись с неожиданной проблемой. Федеральная таможенная служба (ФТС) потребовала доплатить за них утилизационный сбор, который после повышения в 2023 году может составить до 800 тысяч рублей. Некоторые «счастливые» обладатели машин, которые нельзя поставить на учет в Госавтоинспекции (а следовательно, и использовать по назначению) без внесения в федеральную казну внушительного платежа, попытались избавиться от такого актива — перепродать или вернуть в страны Евразийского экономического союза, откуда они прибыли. Однако на этом придется потерять немало денег и времени. Заложники утильсбора — в материале «Ленты.ру».

Таможенники требуют платить по счетам

В течение нескольких месяцев россияне жаловались на претензии от ФТС из-за купленных автомобилей. В середине марта на ситуацию обратили внимание крупные СМИ. Граждане, купившие машины за рубежом или в рамках программы параллельного импорта, получают требование доплатить утилизационный сбор. Сумма сбора, в зависимости от модели автомобиля, составляет от 300 тысяч до 800 тысяч рублей. Эти суммы требуют на том основании, что некоторые владельцы не выполнили условия по оформлению льготного утильсбора — например, невовремя подали документы — или перепродали автомобиль, который был указан в отчетности как ввезенный для личного пользования.

Посредников, которые занимались перепродажей автомобилей, тоже обязали доплатить — в их отношении суммы перевалили за миллионы рублей. Тем, кто приобретал за рубежом машину на свое имя, провозил ее в Россию как бы для личного пользования и продавал дешевле, чем автосалоны (размер утильсбора для физлиц и бизнеса отличается в разы), также придется платить по счетам.

Это было предсказуемо: мы уже неоднократно предупреждали о том, что такая экономия в итоге выльется в дополнительные траты. Практика показывает, что любые попытки обмануть систему и попытаться найти ту или иную лазейку обычно заканчиваются дополнительными расходами, которые съедают всю экономию

Антон Шапаринвице-президент Национального автомобильного союза (НАС)

По мнению управляющего директора дилерского центра Frank Auto Ирины Франк, автовладельцы, пострадавшие от желания сэкономить, могут попробовать обратиться в Минпромторг, попросить амнистии по оплате утилизационного сбора или хотя бы добиться возможности оплатить его по старой или льготной ставке. Однако единичные обращения не помогут: чтобы водителям пошли навстречу, таких обращений должно быть как можно больше, предупредила она.

Автовладельцы пытаются вернуть машины, чтобы не платить утильсбор

Для многих россиян стало сюрпризом, что покупка машины (новой или подержанной) в Армении, Кыргызстане и Казахстане не позволяет им претендовать на льготу, так как в указанных государствах таможенное оформление проводили фирмы-посредники. В результате у них возникла необходимость платить от 970 тысяч рублей за новый автомобиль и от 1,485 миллиона — за машину старше трех лет. Многие водители попытались найти выход из этой ситуации, ведь стоимость обязательных сборов превышает сумму, за которую им пригнали автомобиль.

Чтобы не платить сбор в сотни тысяч рублей, некоторые покупатели решили вернуть машину туда, откуда она родом. Проще говоря, вывезти автомобиль в страны ЕАЭС, откуда он был импортирован, поставить на учет и ездить в России с номерами другого государства (при условии, что это будет разрешено в дальнейшем). Еще одним вариантом стала продажа автомобиля, чтобы после приобрести авто на территории РФ.

Оказалось, что такой метод решения проблемы тоже влетит в копеечку: для доставки машины за границу необходимо пользоваться автовозом: транзитные номера действуют только месяц, а потом передвигаться с ними рискованно — машину могут отправить на штрафстоянку. Стоимость доставки также подскочила: с лета 2023 года услуги транзита машины из Еревана до Москвы оценивались в тысячу долларов, теперь же они начинаются от 1,5 тысячи. Дополнительные финансовые потери приносит охлаждение рынка: так, в Армении цены на автомобили в среднем снизились на 10 процентов, а за срочную продажу нужно быть готовым сделать скидку.

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

«Купил в августе машину за 600 тысяч рублей с доставкой в Россию, попал на утильсбор в 1,4 миллиона, ждал моратория — под него не попал, потому что надо было платить утильсбор, а потом бы его вернули. Теперь доставка в Армению по большому блату обойдется минимум в 100 тысяч рублей, еще столько же потеряю на отгулах, если поеду все оформлять туда сам или заплачу брокеру, если он будет этим заниматься, и еще 100-300 тысяч рублей потеряю при перепродаже», — рассказал житель Самары.

$1,5 тысячи

стоит возврат из России купленного в Армении автомобиля

Больше всего поток желающих вывезти машину в Армению, так как именно через эту республику поставлялись недорогие автомобили с пробегом. Для таких покупателей необходимость платить утильсбор по коммерческим ставкам особенно чувствительна. Те, кто заказывал машины через Киргизию, как правило, выбирали более дорогие модели, причем значительная часть из них покупала машины без пробега. Соответственно, для них дополнительные траты оказались не такими существенными.

Когда появился утильсбор и почему он резко вырос

Утилизационный сбор — плата за экологичную переработку машины после окончания срока эксплуатации. Этот платеж вносится один раз за конкретный автомобиль, при растаможке и до момента постановки на учет. Если утильсбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.

Утильсбор в России собирают с 2012 года. Эта мера должна была сдержать резкое увеличение объемов ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей. Снижение ввозных пошлин на такие машины было одним из условий вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Сначала утилизационный сбор уплачивали только импортеры автомобилей, произведенных за рубежом. Позднее ставки сбора несколько раз повышались, а условия его взимания менялись. Так, например, утильсбор распространили на прицепы и спецтехнику.

Сейчас оплачивать утильсбор должны производители машин в России, импортеры, которые ввезли транспорт на территорию страны, а также покупатели автомобилей, за которые взнос еще не был выплачен. Сумма сбора рассчитывается исходя из базовой ставки, помноженной на определенный коэффициент, который меняется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы. В начале 2023 года базовая ставка утильсбора для легковушек составляла 20 тысяч рублей, на грузовики — 150 тысяч рублей, спецтехнику — 172,5 тысячи рублей.

С 1 августа прошлого года утильсбор в России подорожал. Его подняли по просьбе российских производителей, АвтоВАЗа и КамАЗа. Представители заводов попросили направить собранные средства на поддержку российской промышленности, а взамен пообещали не увеличивать цены на продукцию.

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

В первую очередь индексация коснулась машин с объемом двигателя от трех литров. Для машин с двигателями 3-3,5 литра коэффициент с 0,17 увеличился до 48,5, а для машин с объемом более 3,5 литра он вырос до 61,76.

На оплату утильсбора можно было получить льготу

При соблюдении ряда требований граждане могли сэкономить и оплатить утильсбор по ставке в 0,17 для автомобилей до трех лет и 0,26 — старше трех лет. Итоговый размер платежа составлял 3,4 тысячи и 5,2 тысячи рублей соответственно. Одним из обязательных условий была оплата таможенных пошлин и налогов по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа, как этого требует Таможенный кодекс стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно опубликованному Министерством промышленности и торговли документу, чтобы воспользоваться льготой и снизить размер утилизационного сбора, необходимо было одновременно выполнить два условия: заключить договор купли-продажи транспортного средства до 29 октября 2023 года (до момента вступления в силу постановления правительства об изменении правил оплаты и индексации сбора) и оформить свидетельство о безопасности конструкции или электронный паспорт машины до 21 декабря 2023-го. Кроме того, пассажирскую таможенную декларацию необходимо было оформить на физическое лицо, а сохранять машину в собственности нужно было в течение года.

Те граждане, которые ввезли машину в Россию с территории стран ЕАЭС через посредников, оформили ее и уже оплатили утильсбор по полной ставке, вправе были претендовать на возврат уплаченной суммы. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в ФТС России.

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Однако пониженные коэффициенты расчета утильсбора не применяются, если в течение года водитель ввозил более одного автомобиля. Также при перепродаже машины, на которую уплачен льготный утильсбор, ставка платежа резко возрастала — вплоть до 63,95 в зависимости от популярности модели авто. Таким образом, размер платежа мог составлять до 1,3 миллиона рублей.

Ужесточение оплаты и подорожание утильсбора повлияло на авторынок в России

Решение правительства о повышении ставки сбора для ввозимых в страну машин привело к взрывному росту цен на российском автомобильном рынке. Пока отечественные заводы пообещали не увеличивать цены, импортеры призвали покупать автомобили до того, как изменения вступят силу. Многие автоэксперты обратили внимание на то, что китайские машины при доставке в Россию дорожают минимум вдвое. По словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, на это влияет масса обязательных налогов и сборов.

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Индексация утильсбора на фоне ослабления рубля уже оказала свое влияние на восстановление авторынка. Ранее вице-президент и исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов заявил, что продажи не только не вырастут, но и упадут сразу на 20 процентов за месяц. И это далеко не предел. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, из-за роста утильсбора покупка иномарок среднего и экономкласса стала практически невозможной.

По данным Минпромторга, с 1 апреля 2024-го не будет возможности ввозить в Россию новые автомобили с оформлением на физлиц без уплаты дополнительных платежей. «Это приведет к повышению цен на автомобили, ввозимые по такой схеме, и, безусловно, снизит интерес покупателей и сократит объект поставок», — пояснил независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев.

на22-25 %

подорожают китайские автомобили после ужесточения правил ввоза с 1 апреля 2024 года

Поставщики китайских автомобилей Voyah, Geely, Chery и других брендов ввозили в Россию машины через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), указывая в таможенных декларациях заниженные данные о стоимости. Но уже в следующем месяце эта возможность исчезнет: с ужесточением таможенных правил затраты неофициальных поставщиков значительно вырастут. Цены на ввозимые окольными путями автомобили в среднем вырастут примерно на 22-25 процентов.

Российские власти пообещали разобраться с проблемой утильсбора

В конце 2023 года на проблему граждан, пострадавших от резкого повышения утилизационного сбора, обратил внимание председатель парламентской партии «Новые люди» Алексей Нечаев. По его словам, ряд автовладельцев приобрели автомобили во время переходного периода и в результате столкнулись с непредвиденными расходами: «На момент покупки сбор был около 5 тысяч рублей, а сейчас он составляет 528 тысяч рублей».

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

В рамках встречи российского президента с главами думских фракций Владимир Путин согласился, что автовладельцев, которые приобрели транспорт до вступления в силу новых правил, нельзя облагать повышенными ставками: «Закон обратной силы не имеет, поэтому если сделка купли-продажи состоялась до введения этого нового утильсбора, то мы, конечно, не должны облагать людей дополнительными [сборами]».

В ответ на предложение лидера фракции «Справедливой России — За правду» Сергея Миронова глава государства согласился проработать возможность продлить переходный период для оплаты утилизационного сбора для автомобилей, купленных до вступления в силу новых норм.

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Илья Наймушин / РИА Новости

При этом ранее Путин отмечал, что утилизационный сбор крайне важен, так как за его счет ведется поддержка отечественных автопроизводителей. Отменять его не стоит — нужно лишь соблюсти баланс между приемлемой для всех участников рынка стоимостью. Об этом он заявил во время встречи с руководителями логистических компаний и водителями грузовиков, которые также столкнулись с резким подорожанием техники. Так, один из участников беседы пожаловался, что в России при покупке тягача необходимо платить 1,5 миллиона рублей и выше, а в Казахстане и Белоруссии — порядка 300-400 тысяч рублей в переводе на российскую валюту.

В Госдуме пообещали разобраться с ситуацией. Депутаты отметили, что для многих граждан новые требования стали полной неожиданностью. В результате после многочисленных жалоб депутаты рассматривают возможность обратиться к правительству, чтобы изменить новые правила оплаты утильсбора для иномарок или хотя бы отсрочить их действие.

Россияне пытаются избавиться от ввезенных по параллельному импорту автомобилей: почему машины оказались им не по карману?

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Автопроизводители, по просьбе которых индексировали утильсбор, оценили итоги этого решения скептически. Так, в феврале 2024 года президент АвтоВАЗа Максим Соколов признал, что меры правительства, которые привели к значительному удорожанию импортного транспорта, не помогли остановить экспансию китайского автопрома. «Повышение утильсбора, которое было в середине прошлого года, не охладило пыл, не охладило ситуацию», — пояснил он. Более того, в тех сегментах, где модельный ряд пересекается с автомобилями российского автоконцерна, которые должны выигрывать в цене за счет льгот, конкуренция только усилилась. По словам Соколова, компании из КНР предлагают скидки на свою продукцию, в два-три раза превышающие размер утильсбора.

В конечном счете перспективы снижения утилизационного сбора остаются туманными. Власти соглашаются, что для рядовых граждан новые ставки неподъемны, однако отечественные производители указывают на то, что удорожание импортных автомобилей не добилось поставленных целей — поддержки местных брендов и успехов в борьбе с захватом рынка китайскими машинами.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.